Урок в 7 классе по сказке-повести «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери

Тема: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

Цель: познакомить учащихся с творчеством французского писателя; помочь разобраться в многообразных образах сказки-притчи «Маленький принц»; научить “видеть”, “слышать” и “переживать” художественное слово автора; размышлять о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях.

Образовательные задачи:

обучающая – осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; проверить усвоение и понимание произведения; анализировать прочитанное; излагать мысли и рассуждать; уметь обобщать и делать выводы; развивать читательский интерес.

воспитательная – воспитывать культуру речи учащихся; чуткость, умение дружить, восприимчивость к окружающему миру; прививать чувство доброты, ответственности за тех, кто рядом.

развивающая – развивать читательский интерес учащихся; творческие способности учеников; развивать коммуникативно-речевые умения; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Вид урока: урок - беседа

Технология: на диалоговой основе и новых информационных основах

Методы: беседа, наблюдение над текстом.

Оборудование: портрет писателя, плакаты с афоризмами писателя («Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»; «Среди людей тоже одиноко»; «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Самого главного глазами не увидишь»; «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»), мультимедийный проектор, иллюстрации к сказке.

Звуковой ряд: фонограмма песни «Маленький принц», Презентация: Microsoft PowerPoint.

Эпиграф: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (слайд 2)

 

 

 

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя (объявление темы и цели урока).

Ученик:

Ведь если звезды зажигают,

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтоб каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

В. Маяковский.

Учитель:

Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, смотрите на звёзды? А беседуете друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не с каждым поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать?

Задумались… Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: уроки, контрольные, спорт, телевизор.

Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать: не торопись, задумайся о вечном! Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами.

А собеседником нашим будет добрый, мудрейший человек планеты - французский писатель А. де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.

Слово о писателе (учитель) (1900-1944). Пилот, мыслитель, поэт… Человек! (слайд 3, 4 )

Французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, создатель глубоко лирических, философских произведений, оставил неповторимый след в литературе 20 века.

Это был человек необычайно яркой разносторонней одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и…. техникой.

Его жизнь была полна драматических событий: чего только не случалось с ним во время полётов! Не раз попадал в авиакатастрофы, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О нем слагали «героические легенды». Его называли рыцарем неба.

Но полнее всего он раскрывался в своем творчестве. У Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература.

«Для меня летать и писать – одно и то же» - вот его ответ на вопрос, что для него важнее.

Он создал трогательные философские произведения и тем самым оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века. Его произведения воспевают мужество и смелость: “Южный почтовый”, “Планета людей”, “Военный летчик”, “Послание к заложнику”, “Маленький принц”.

Эти книги – его жизнь. Это философские повести о роли и месте человека в жизни. Философские – значит мудрые. Герои его книг – мужественные люди, люди долга и повышенного чувства ответственности, это сильные духом люди труда.

«Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля», - говорил Экзюпери. Он мечтал о спасении всего человечества, был готов спасти каждого на этой Земле, жил ради нее.

В начале 40-х гг. Экзюпери вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой «Маленький принц». О чём сказка? (слайд 5)

В своих произведениях Экзюпери часто вспоминает о детстве.

Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности. «Детство - это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны». И это он вынес из своего жизненного опыта. Именно в детстве, считает С-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе.

Писатель всегда ценил дружбу, она была для него мерилом искренности, он считал ее самым драгоценным, что есть на планете.

1. История создания произведения. История создания сказки не случайна. Что-то сломалось в моторе его самолета, и ему пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. У Экзюпери есть любимые образы-символы. Здесь: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни – вода, она утоляет жажду затерянных в песке людей, источник всего существующего на земле.

- К какому жанру относится произведение? (Сказка.)

- Докажите. (в повести «Маленький принц» есть сказочные признаки: фантастическое путешествие героя; главными героями являются сказочные персонажи – Лис, Змея, Роза, причем все они разговаривают, думают, действуют; сказочным признакам: фантастическое путешествие героя,

«Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку, где прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует в поисках счастья и приключений.

Писатель переосмысливает этот сюжет по-своему. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета.

П. Объявление темы и постановка целей урока. (слайд 6) - Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия – это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово «философия» используют как синоним к слову «мудрость». В сказке много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни. Какие качества и ценности люди называют вечными? (Любовь и дружба, ответственность и преданность.) . Тема дружбы сама по себе не нова. С давних времён к ней обращались и в устном народном творчестве, и профессиональные поэты, и музыканты, и художники, и писатели. Человек не может жить один. И понимание это приходит уже в раннем детстве. У каждого из нас складывается своё представление о дружбе, о настоящем друге.

- Какие качества вы цените в своём друге прежде всего? Ответы учеников:

- Но всегда ли с такими мерками мы подходим к себе? Что нужно сделать, чтобы друг остался с вами на всю жизнь?

Ш. Работа по теме урока. 1. Работа над содержанием произведения.

- Какие вопросы возникли у вас после чтения сказки? (Ответы детей)

- Где происходит действие? (слайд 7)

- Как лётчик оказался в пустыне? (слайд 8)

- Как отнёсся к появлению мальчика, каким увидел его? (слайд 9)

- Как складывались отношения рассказчика с ребёнком?

- Для Маленького принца момент знакомства был трудным? (Нет. Он, ребёнок, сразу нашёл общее, родственное между ними, заметив, что они оба «упали с неба», оба жители планет. Один – житель огромной планеты Земля, другой – житель маленькой планеты, «величиной с дом», которую открыл, глядя в телескоп, смешной турецкий астроном, о чём и рассказал потом на учёном конгрессе. Взрослые, серьёзные люди назвали планету «Астероид» и присвоили ей номер «Б – 612»)

Так реальность и фантастика в литературной сказке переплетаются, создавая эффект правдоподобия.

- Назовите героев сказки. (Маленький принц, Роза, Лис.)

- Чем является астероид малыша? (Это символ планеты, а еще это далекий для многих взрослых мир детства.)

-Что мы узнаём о планете маленького принца? Как она выглядит?

- Для чего Маленькому принцу нужен был барашек?

А ещё на планете был стул, сидя на котором и передвигая который, Маленький принц наблюдал прекрасные закаты и иногда грустил.

- Почему грустил Маленький принц? (У него не было друга)

- Как автор показывает, что жизнь Маленького принца была однообразной? («Долгое время у тебя было лишь одно развлечение – ты любовался закатом»).

2. Характеристика Маленького принца.

- Что вы можете сказать о характере Маленького принца?

- Какие качества его характера вам особенно нравятся?

-Почему? (Маленький принц – это ребенок, очень любознательный, общительный, вежливый. Он деятелен и трудолюбив).

- Какие правила соблюдал Маленький принц, живя на своей маленькой планете? Найдите эти правила в тексте, прочитайте их и прокомментируйте. На уроке мы их просто назовём, а дома вы их запишете в тетрадь. Итак, каков распорядок дня жителя планеты?

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы». (слайд 10)

«Берегись баобабов!» - заклинает писатель. Баобабы – это образы зла вообще. (слайд 11). Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. «Ведь все взрослые сначала были детьми…» Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию. Чтобы нести в себе только свет и добро, «душа обязана трудиться».

- Попробуйте объяснить: «…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А.де Сент-Экзюпери. (Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства…)

- Почему Маленький принц решил странствовать с перелетными птицами? (слайд 14)

- Прочитайте эпизод, где появляется Роза. Как описывает ее автор? (слайд 15) (Глава 8. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», (слайд 16) и он прощал цветку его капризы. Но он слова ее принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя несчастным. Для описания Розы используются глаголы: прихорошилась, подбирала краски, хотела показаться в блеске своей красоты, лепестки раскрылись.)

3. Чтение по ролям. - Диалог Розы и Маленького принца. - Чему учит история отношений Маленького принца и Розы? ( Внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию. «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны!» (слайд 17)

- А в чем мудрость Розы? Чему она нас учит? (Нежности и гордости. Оставаясь одна на планете, они ни в чем не упрекнула Маленького принца, гордо указав на все четыре шипа, которыми вооружила ее природа. Она не хотела признаться в своей беззащитности, чтобы не сделать больно любимому. Прощание их проникнуто грустью и нежностью: «И ни слова упрека». «Откуда эта тихая нежность?») (слайд 18, 20)

Вывод: Роза – символ любви, красоты. Маленький принц не сразу разглядел истинную сущность красоты. «Но я был слишком молод, я еще не умел любить». - говорит герой.)

- Как вы думаете, почему взрослые люди, которых встречал Маленький принц на других планетах, не научили его дружить?

- Почему ему не удалось найти себе друга среди тех, кого он встречал? В чем их ограниченность? (Путешествуя, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, географа, пьяницу, делового человека, честолюбца, фонарщика.) Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях. Каждый из них является носителем какой-то одной идеи.

1. Король: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна».

2. Честолюбец: «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

3. Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

4. Посещение делового человека. Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб». (слайд 21)

5. Посещение фонарщика.(слайд 22). Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник образ фонарщика. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека.) .(слайд 23).

- А какие чувства испытывает Маленький принц, оказавшись на планете Земля? Он видит, что здесь такие же люди, что и на тех планетах, на которых он побывал. Ему грустно и одиноко. .(слайд 24).

- Какая странная планета. Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут.

- Кого встречает Маленький принц на планете Земля? (Лиса) .(слайд 25).

- Эта встреча очень важна в сказке. Издавна в сказках Лис является символом народной мудрости и знания жизни. Их беседы становятся своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

После разговора с Лисом ему открылась истина: красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом.

На планете Земля он увидел много роз. Они, как две капли воды были похожи на ту, которую он оставил. И, когда он понял, «что роза не единственная в мире», он очень огорчился. «Он лег в траву и заплакал».

- Кто же его утешил? (Лис).

- Почему Лис? - Сказочный образ - народная мудрость.

- Давайте послушаем, как это было. (Чтение по ролям)

- Чему научил мудрый Лис Маленького принца?

Он учит героя истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли и поэтому лишились друзей. В вечной спешке современной жизни гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Лис объясняет принцу, что самое главное – это быть нужным друг другу и быть друг за друга в ответе. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».

Беседа по вопросам.

- Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово “приручил”?

- Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Как Лис говорит об этом?

- Что в дружбе самое главное?

- Почувствовать настоящую дружескую привязанность можно только «Отдавая Розе все свои дни»

- Нужно учить сердце радоваться встрече с другом и видеть лучшее в нём : «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» .(слайд 26).

- Не забывать своих друзей, ведь «мы навсегда в ответе за тех, кого приручили»

Как важно, что многие из вас понимают, что дружба – это труд и большая ответственность.

Какие два важных секрета, открывает Лис Маленькому принцу.

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

« Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…».

- Как вы это поняли? Лис учит Маленького принца быть ответственным? (Он говорит: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдал ей все свои дни. Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил».) .(слайд 27).

Итог: Моя Роза единственная, потому что я её приручил. И Маленький принц возвращается на свою планету к своей, единственной Розе. Он за неё в ответе. .(слайд 30).

Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. (слайд 28). И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего её. Но она была его Розой, он знал её привычки и глупости, её обиды и радости. Он любовью своей сделал её неповторимо прекрасной и единственной. Всё это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда её не покидать.

А сейчас он возвращается на свою планету. Почему? Там его Роза. И он за неё в ответе. (слайд 30).

4. Словарная работа. (слайд 31). - Какие мудрые выражения из сказки вы выписали? Объясните их смысл.


Судить себя куда труднее, чем других.

Одни только дети знают, что ищут.

Зорко одно лишь сердце.

Самое главное – то, чего не увидишь глазами…

Вода бывает нужна и сердцу…

У каждого человека свои звезды.

Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения.

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

Власть прежде всего должна быть разумной.


Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу. Поиск воды долгий и трудный, но и вода оказывается волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворот» из усилий человеческих рук. Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу». Как вы это понимаете?

- Каким вы увидели автора на страницах книги «Маленький принц»? (Чистота и доверчивость его огромной детской души, он не способен на подлость. Красота мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка – идеалы писателя.) (слайд 32).

1У. Итог урока. - Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас? – Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Надо быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.

Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам. «Любовь и дружба – труд души».

Сказку эту можно понимать буквально: это было фантастическое приключение летчика в пустыне – встреча с обитателем далекой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Нас она заставила задуматься над очень серьезными жизненными вопросами. Если вы прочитаете ее, когда станете старше, эта сказка откроется вам по-другому. Потому что это мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте.

 


Верю: в каждом навсегда

Добро поселится и радость.

Взойдет любовь, отступит старость,

Найдутся новые друзья.


 

Звучит песня «Маленький принц» (музыка М.Таривердиева, слова Н.Добронравова.)

Домашнее задание: пожелания Маленькому принцу ( письмо литературному герою).

 

Скачать материалы к уроку

материалы 2 к уроку

материалы 3 к уроку

 

 

 

Наши достижения

74.jpg

2017 - Год Науки

Инновационный проект

"АПИ" - в каждый дом!

2017 год - 100 лет

Сейчас на сайте

Сейчас 49 гостей онлайн

Авторизация



Статистика посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня238
mod_vvisit_counterВчера230
mod_vvisit_counterНа этой неделе1579
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе1958
mod_vvisit_counterВ этом месяце4554
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце8754
mod_vvisit_counterВсего580302

Онлайн (20 минут назад): 6
Ваш IP: 54.221.73.186
,
Сегодня: Дек 16, 2017

Вы на странице

На главную *** Педагогическая копилка